MARKET & EDUCATION

8 декабря 2023
Пятница
Московское время: 19:05
Рынки:
USD 92.57
EUR 99.81

Один музыкант и пять великих скрипок

О, как разноголосо скрипки пели:

Творенья Страдивари и Гварнери,

Вильома, Гваданини и Амати –

Скрипичное невиданное пати!

 

Впервые вместе все они собрались,

К нам голоса их сквозь века прорвались.

И музыканта трепетные руки

Рождают в них божественные звуки.

 

Их голосов заслуженная слава

Взрывает зал гремящим криком «браво»!

Слились здесь воедино два таланта:

Труд мастеров и гений музыканта!

 

Людмила Бакштаева

 

Уникальный скрипичный концерт прошел в Колонном зале Дома Союзов: звучание пяти скрипок легендарных скрипичных мастеров в руках талантливого музыканта-виртуоза заслуженного артиста России Дмитрия Когана, буквально заворожило зал и никого не оставило равнодушным.

Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини, Вильом...

На протяжении нескольких веков талантливые музыканты мечтали стать обладателями хотя бы одного из инструментов этих великих мастеров, но о том, чтобы иметь возможность играть в концерте на пяти таких скрипках, они не смели даже и мечтать!

Чтобы получить наиболее полное представление о творцах этих скрипок, совершим небольшой экскурс в историю скрипичного дела.

Амати (Amati) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов, проживавшая в итальянской Кремоне (около 1520 – 1740). Основателем кремонской школы скрипичных инструментов был Андреа Амати. Он является одним из самых крупных реформаторов скрипки, который придал ей меньшие формы и постарался приблизить звучание скрипки к тембру голоса сопрано. Его сыновья Антонио и Джироламо продолжили дело отца.

Но наиболее известным представителем династии стал внук Андреа, сын Джироламо - Николо Амати (1596 – 1684), который довел до совершенства форму инструментов, созданную его дедом, дал скрипкам удивительно певучий голос. Прекрасным звучанием отличались и виолончели Николо Амати.

До наших дней дошло чуть более 20 изготовленных им инструментов. И, даже спустя несколько веков, скрипки, созданные членами этой семьи, являются эталоном формы и голоса, а их цена достигает 1,5 миллиона долларов.

Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикеткой «Антонио Страдивари ученик Николо Амати», изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Создал Николо и собственную модель – “Grand Amati”, которая отличалась и большей шириной и более сильным и глубоким звучанием.

О Страдивари можно с полным правом сказать, что он довел скрипку до совершенства. Исключительными достоинствами отличаются также его виолончели.

На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей».

Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius) - знаменитая династия итальянских мастеров смычковых инструментов XVII-XVIII вв. Ее родоначальник Андреа Гварнери (1626-1698), ученик Николо Амати. Первые свои инструменты он делал в стиле Амати, а затем несколько видоизменил их форму. В работах его сыновей Пьетро и Джузеппе чувствуется влияние отца.

Самым знаменитым из этой династии считается младший сын Джузеппе - Джузеппе Гварнери (1698 – 1744), прозванный Гварнери дель Джезу. Инструменты Гварнери дель Джезу приблизились, а, по мнению некоторых музыкантов и экспертов, даже превзошли скрипки Страдивари.

Гварнери дель Джезу подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют «Guarneri del Jesu», что значит “Гварнери Иисуса”.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини (Niccolò Paganini).

Однажды музыканту предложили купить скрипку малоизвестного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, и великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя.

Оказавшись в руках гениального Паганини, скрипка прославила своего мастера, и инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари.

Гваданини (Guadagnini) – также является династией скрипичных мастеров (XVII – XVIII века), основатель которой Лоренцо Гваданини был учеником Николо Амати. Наиболее выдающиеся представители этого семейства – Лоренцо и два Джованни-Батиста, работавшие почти до конца XVIII века в разных городах Италии: Милане, Турине, Парме, Пиаченце, Кремоне.

Из других мастеров семейства Гваданини самым значительным является сын Лоренцо - Джованни-Батиста Гваданини («Туринский»). Он являлся одним из лучших учеников Антонио Страдивари и в этикетках называл себя учеником великого мастера (alumnus Antonio Stradivari).

Жан Батист Вильом (Jean-Batist Vuillaume) – известный французский мастер смычковых инструментов. В 1828 году открыл собственную мастерскую в Париже. С 1835 занимался имитацией старинных итальянских инструментов (главным образом Страдивари и Гварнери). С 1865 изготовлял скрипки, альты, виолончели по созданной им модели.

Вильом утвердил новый национально-самобытный тип звучания смычковых инструментов — яркий, интенсивный, но недостаточно гибкий. Всего за свою жизнь он создал около 3000 инструментов, которые начали копировать еще при жизни мастера. Лучшие инструменты Вильома являются до настоящего времени концертными.

 

Дмитрий Коган – заслуженный артист РФ, скрипач с мировым именем, представляющий Россию на международных концертных площадках, а также общественный деятель, является продолжателем выдающейся династии российских музыкантов. Он лауреат международной премии в области музыки DA VINCI, почетный профессор Афинской консерватории, художественный руководитель Самарской государственной филармонии, председатель Попечительского совета Уральского музыкального колледжа.

Маэстро, как никто другой, понимает какие затруднения испытывают музыканты в приобретении высококачественных инструментов пригодных для концертных выступлений. Особенно это касается старинных инструментов, цена которых очень высока. Для решения этой проблемы не обойтись без меценатов.

 

Фонд поддержки уникальных культурных проектов имени Когана учрежден в 2011 году екатеринбургским политиком, бизнесменом и меценатом Валерием Савельевым совместно с Заслуженным артистом РФ Дмитрием Коганом. Предпосылками к его созданию послужила многолетняя благотворительная деятельность бизнесмена, который является председателем Совета директоров Группы компаний «AVS Group».

Начиная с 2007 года меценат передал Свердловской государственной академической филармонии в пользование семь раритетных струнных инструментов. Это скрипки работы Франческо Руджери, Ромео Антоньяцци, Пьетро Гварнери, струнный квартет инструментов Жана Батиста Вильома.

Главной целью деятельности Фонда является развитие в России лучших мировых традиций благотворительности и меценатства: поиск уникальных инструментов по всему миру, реставрация их у лучших мастеров и передача в пользование профессиональным российским музыкантам.

Недавно с помощью Фонда российское гражданство обрела скрипка Гварнери «Робрехт», одна из пяти скрипок-участниц уникального концерта в Колонном зале. Она передана в пользование скрипача Дмитрия Когана.

«Лучшие инструменты должны звучать в России и для россиян, – считает соучредитель Фонда поддержки уникальных культурных проектов, политик и бизнесмен Валерий Савельев. – «Робрехт» пополнит коллекцию легендарных скрипок Фонда, став восьмым уникальным инструментом.»

 

№3-4, 2011

Люди