MARKET & EDUCATION

18 августа 2017
Пятница
Московское время: 07:57
Рынки:
USD 59.25
EUR 69.65

Фазиль Великолепный и его Муза

Золотая свадьба! 50 лет вместе! Не часто такое встречается в творческой среде... И еще одно событие, приуроченное к юбилею, выход в свет их совместной книги стихов «Снег и виноград, о любви и не только». Для юбиляров и их гостей в этот день играл на скрипке маэстро Спиваков, пела великолепная абхазская певица Хибла Герзмава, исполнил свои песни Юлий Ким, звучали теплые слова поздравлений от близких друзей...

Мне довелось познакомиться с этой удивительной парой 30 лет назад, когда она переживала не лучшие времена. В 1979 году в изданном в США журнале «Метрополь» была напечатана повесть Фазиля Искандера «Маленький гигант большого секса». Позднее эта повесть была экранизована, и главную роль в одноименном фильме великолепно сыграл Геннадий Хазанов. А тогда было не до экранизаций – писателя, как и всех российских участников альманаха, подвергли остракизму и на несколько лет перестали печатать его произведения. Зарплата жены в этот период стала единственным стабильным источником их семейного бюджета, но и здесь все обстояло не так-то просто.

Антонина Михайловна, экономист по образованию, в это время работала в одном из ведущих НИИ и однажды начальник отдела по секрету рассказала мне, что ее вызывали к руководству института и запретили впредь повышать зарплату Антонине Искандер, как жене диссидента. Слава Богу, не уволили, ведь в то время всякое могло случиться.

Фазиль Искандер впоследствии говорил мне, что никогда не был диссидентом и, по-видимому, так оно и есть. Но его четкая гражданская позиция, порядочность и нонконформизм заставляли окружающих причислять его к клану активных борцов с режимом. 

А в тот нелегкий период, возможно, именно трудности и сплотили эту семью. И через несколько лет, когда их дочери Марине исполнилось 20, у них, уже далеко не юных, появился сын Александр или как его любовно называли все окружающие - Сандро, Сандрик.

В 1984 году тучи начали понемногу рассеиваться – подул ветер перемен и в журналах начали печатать рассказы Искандера, а в переполненном Большом зале Дома литераторов с успехом прошел его творческий вечер. Как грибы после дождя, стали появляться в печати его новые произведения: сатирическая повесть «Удавы и кролики», роман «Сандро из Чегема», сборники стихов и рассказов. Они поражали читателей афористичностью, тонким чувством юмора, необыкновенным виденьем мира. Чего стоил один из его афоризмов: «если вы не можете разорвать свои цепи, то плюйте на них, может быть сами проржавеют». На его «Созвездии Козлатура» и «Сандро из Чегема» выросло несколько поколений. Его книги перевели на все европейские языки, а также китайский и японский. Он объездил с лекциями и творческими встречами много стран: Англию, Германию, Америку, Израиль, Японию и ряд других.

О его выступлениях хочется сказать особо. Ни один, даже самый выдающийся мастер слова, не смог бы прочесть его произведения лучше, чем он делает это сам. В его исполнении страницы книг словно оживают: он так умело, по - актерски профессионально, озвучивает страницы своих книг, что кажется – все его герои здесь, рядом с нами, все действующие лица становятся живее, образнее и каждый раз зал буквально захлебывается от восторга и рукоплещет автору-исполнителю. Очень жаль, что никому не пришло в голову записать все его выступления на пленку.

Но самым главным слушателем в зале всегда была ОНА, его муза и жена, Тоня, Антонина Михайловна. Казалось, она пропускает через себя каждое его слово, каждую реплику. И, независимо от того, сколько раз она читала и слышала все произведения мужа, она живо реагирует на все, сказанное им. И в эти минуты приходит отчетливое понимание того, что в ее душе, как и много лет назад, живет Ее Величество Любовь.

Быть женой творческого человека, а особенно такого Мастера, как Фазиль Искандер задача не из легких. Не каждой женщине она была бы под силу. Но Антонина Михайловна с ней успешно справляется уже полвека.

Казалось бы, они оба такие разные: Она, девушка из благополучной московской семьи, не знавшая особых трудностей, и Он, полу сирота – его отец, иранец по происхождению, был в свое время выслан из страны, и мальчик рос на попечении родственников. Люди разного воспитания и менталитета они встретились, полюбили друг друга и уже 50 лет идут по жизни рядом. Говорят, что именно женщина является хранительницей очага.

В данном случае это воистину так.

Мне приходилось видеть ее в разных житейских ситуациях, порой довольно сложных, и я всегда поражалась ее выдержке, житейской мудрости и такому необходимому нам порой как воздух, оптимизму. Ее улыбка даже сейчас, в далеко не юные годы, остается поистине лучезарной и не трудно представить себе, что в свои двадцать лет она сумела завоевать сердце пылкого кавказского поэта, у которого к моменту их встречи уже вышло несколько поэтических сборников.

Впрочем, она тоже с ранней юности писала стихи. И, не исключено, что именно любовь к поэзии и стала при их первой встрече той искоркой, из которой и разгорелось пламя их любви. Но, став женой Мастера, она предпочла оставаться в тени и писать «в стол». Она изредка читала мне свои стихи и на мой вопрос: почему она их не печатает, давала уклончивые ответы. И мне хочется поблагодарить всех, кто был причастен к выходу их совместной книги и, в частности, Лидию Графову, за этот подарок, сделанный не только юбилярам, но и всем нам, их друзьям и почитателям поэзии. И мне кажется символичным, что празднование их золотого юбилея и презентация их первой совместной книги стихов «Снег и виноград, о любви и не только» прошли именно в музее А.С. Пушкина.

№1-2, 2011

Люди / Юбилей

Автор: Людмила Бакштаева